Появилась интересная информация, от "инсайдеров" ряда американских изданий, о том, с чем именно столкнулась подлодка США USS Connecticut в Южно-Китайском море. Она отслеживала выход подлодок Китая с базы. Китаю это любопытство не нравится. Зная рельеф и местонахождение АПЛ, Китай мог принять "ассиметричные меры", поместив на её пути препятствие, которого экипаж заметит не мог. Достаточно морского контейнера. Цена - копейки, а ремонт АПЛ у США займёт месяцы, и будет стоить миллионы, у США нет к ней запчастей, и снять неоткуда.
Американская атомная подлодка USS Connecticut (SSN 22) класса «Морской волк» столкнулась с «неизвестным объектом» во время погружения в водах Азиатско-Тихоокеанского региона, в результате чего пострадали 11 моряков. Сейчас эта новость считается мейнстримной и широко обсуждается экспертным сообществом.
Пресс-служба Тихоокеанского флота США опубликовала официальный пресс-релиз по поводу инцидента, согласно которому «Морской волк» во время погружения днем 2 октября в международных водах Индо-Тихоокеанского региона сильно ударился о неопознанный объект.
«Безопасность экипажа остается главным приоритетом Военно-морского флота. Опасных для жизни травм нет. Подводная лодка остается в безопасном и стабильном состоянии. Ядерная двигательная установка и помещения американского корабля Connecticut не пострадали и остаются полностью работоспособными. Степень повреждения остальной части подводной лодки оценивается. Военно-морской флот США не обращался за помощью. Инцидент будет расследован», — скупо информирует этот инцидент Управление по связям с общественностью ТФ ВМС США.
Официальные лица США также заявили, что в настоящее время нет никаких сведений, указывающих на то, что «объект», с которым столкнулся «Морской волк», был другой подводной лодкой, о чем много говорят и пишут различные СМИ. Типа, не надо поддаваться спекуляциям, лучше всего дождаться результатов расследования. Тем не менее, этот вариант не опровергается военными топ-чинами американского флота.
«Офицер, который запросил анонимность, потому что он не был уполномочен говорить в диктофон, сказал, что топография местности не указывала на то, что перед лодкой был участок суши», — сообщает Military Times.
Видимо, янки пребывают в шоке, прежде всего, от неведения того, что произошло на самом деле. Александр Нилл, сингапурский эксперт по обороне и безопасности, сообщил Би-би-си, что количество травм, полученных в результате столкновения, предполагает, что подводная лодка, вероятно, «столкнулась с чем-то большим» и «двигалась очень быстро». Этот инцидент, по его словам, был «необычным» и показал, насколько этот район пронизан военной деятельностью. «Южно-Китайское море становится все более насыщенным военно-морскими судами из ряда разных стран. Хотя на надводных судах было много демонстраций силы, мы раньше не видели высокого уровня активности под поверхностью», — подчеркнул эксперт.
В комментариях, опубликованных китайской государственной газетой Global Times, представитель министерства иностранных дел заявил, что Китай «серьезно обеспокоен» этим инцидентом и призвал США предоставить более подробную информацию, включая цель миссии. На самом же деле речь идет о стандартной процедуре. Так, если бы китайцы умышленно таранили «Морского волка», то они сделали бы точно такое же заявление.
Из-за того, что публичные подробности инцидента крайне скупы и, похоже, будут засекречены, американские СМИ вынуждены обращаться к своим проверенным источникам, якобы знакомым с деталями столкновения. В частности, издание Business Insider, позиционирующее себя как мировую всезнайку, ссылаясь на своего инсайдера, пишет, что «Морской волк» действовал близко ко дну, возможно, выполняя миссию наблюдения. Между тем, Южно — Китайское море имеет очень сложный подводный рельеф и в значительной части мелководное, особенно по сравнению с водами близлежащего Тихого океана.
«Вблизи морского дна обычно прячутся, когда вы просто пытаетесь наблюдать за операциями китайских подводных лодок, или пытаетесь положить что-то на морское дно или поднять что-то, что могло быть автономным датчиком», — объяснил некий офицер подводных лодок в отставке, который назван BI бывшим специальным помощником начальника военно-морских операций ВМС США.
По мнению источника Business Insider, потенциальной точкой интереса для USS Connecticut (SSN 22) скорее всего была китайская военно-морская база Юйлинь на острове Хайнань, на которой базируются субмарины КНР. Значит, «Морской волк» лежал на дне в ожидании выхода в море враждебной подлодки с тем, чтобы начать ее преследование.
Другой американский интернет-ресурс Associated Press назвал миссию американской подлодки SSN 22 «обычной» для этого региона. Дескать, янки традиционно дежурят у китайских и российских баз подлодок, чтобы не допустить их незаметный выход в море. С учетом того, что дно вблизи острова Хайнань является очень сложным, «Морской волк», наверняка, занимался и картированием рельефа в попытке понять, через какие ложбины субмарины КНР выскальзывают из базы Юйлинь.
В этой связи Брайан Кларк, старший научный сотрудник Института Хадсона дал следующее пояснение: «Вы можете грамотно работать очень близко к морскому дну, потому что у вас есть хорошие карты, и у вас есть датчики глубины, которые измеряют расстояние между вами и морским дном, а также эффективные гидролокаторы… но если появится большой неизведанный объект, например, массивный грузовой контейнер, который, к тому же, стоит торцом, подводная лодка может не увидеть (точнее не услышать) его, пока не окажется прямо над ним». В таком случае на скорости быстро затормозиться не получится и удар будет неизбежен.
Далее делается предположение, что подлодка Connecticut налетела на специально затопленный объект, который может представлять угрозу для субмарины. Например, корабль или контейнер, о котором янки не знали. Возможно, китайцы обнаружили маршрут следования «Морского волка» и намеренно поставили препятствие, на которое налетели американцы.
Не исключено и применение морских дронов, о чем с тихим ужасом пишут заокеанские СМИ. Если раньше подводники избегали таранов, понимая какую смертельную опасность они несут, то с помощью беспилотной платформы можно смело ударяться о назойливые субмарины конкурирующих стран, создавая тем самым невыносимые условия для подводной охоты.
Дело в том, что Южно-Китайское море является важным стратегическим водным путем, по которому ежегодно проходят сухогрузы и танкеры с товарами на триллионы долларов. Именно здесь наиболее часто случаются небоевые военные инциденты между США и КНР. Как известно, янки вблизи Китая ведут себя как хозяева моря, вызывая справедливое негодование военных Поднебесной, которые всеми возможными средствами пытаются их отпугнуть из своих вод.
Слава богу, до стрельбы не доходило, но, к примеру, осенью 2018 года китайский корабль Luyang приблизился к американскому эсминцу на расстояние 16 метров, после чего USS Decatur вынужден был подчиниться «для предотвращения столкновения». Тогда особую пикантность ситуации придало «последнее китайское предупреждение». «Вы находитесь на опасном курсе, — сказал капитан Luyang. — Если вы не измените курс, ваш корабль пострадает от последствий».
В то же время подводное пространство, скрытое от глаз, дает совсем другие возможности для противодействия. Необязательно топить звездно-полосатые субмарины, чтобы отучить их вести разведку вблизи стратегических военно-морских баз. Тем более, как сообщают официальные лица ВМС США, теперь подлодку Connecticut (SSN 22) ждет очень дорогостоящий и долговременный ремонт.
По заявлениям пресс-службы ТФ ВМС США можно понять, что «нет запчастей и нет корпусов-доноров, которые могли бы служить готовыми источниками запасных частей, или даже комплектных конструкционных секций». Как говорится в известной русской прибаутке: «Ничего себе сходил за хлебушком!» — сказала голова, выкатываясь из-под трамвая…
Если и в будущем янки-подводники будут налетать на неизвестные объекты, которых «здесь не должно было быть», они вынуждены будут отказаться от разведки вблизи китайских военных баз.