Качество топлива на АЗС у нас одно из худших в России, а контролировать его практически невозможно.
О том, что бензин на севастопольских заправках официально признан «золотым», мы сообщали несколько дней назад. А вчера стало известно, что сетью АЗС «ТЭС» занялись антимонопольщики. Однако беда не только в высоких ценах на бензин, но и в его отвратительном качестве.
По итогам 2019 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) опубликовало данные об итогах проверок на АЗС страны. Выяснилось, что с бензином в стране вообще беда: всем нормам он соответствует только в Москве и Московской области. Но самые плохие результаты показали Чечня, Республика Крым, Дагестан и Севастополь.
Что творится на Северном Кавказе, судить трудно, а вот в Севастополе и Республике Крым есть как минимум одно дополнительное обстоятельство, объясняющее столь негативную ситуацию: в этих двух регионах из-за боязни санкций не работают крупнейшие игроки рынка – такие, как Лукойл, Газпром, Роснефть, Shell и другие. А ведь именно возглавляют рейтинги лучших АЗС России. Остальные же игроки используют их отсутствие себе во благо.
Полгода назад мы уже писали об отвратительном качестве топлива в Севастополе. Однако с тех пор, по словам главы РОО «Дорожный контроль - Севастополь» Максима Мишина, ничего не поменялось. А главное - не появилась и возможность это качество контролировать.
«Что качество бензина у нас отвратительное, знают все. И, возвращаясь с материка, автомобилисты заправляются на последней материковой АЗС до полного бака, потому что и цена, и качество там значительно лучше. Но одна-единственная на Крымском полуострове лаборатория, где можно было бы провести анализ подозрительного бензина, находится в Феодосии, и стоимость такого анализа – от 6 тысяч рублей ддо нескольких десятков тысяч рублей», - говорит он.
Губительное влияние, которое может оказать на автомобиль дрянной бензин, известно. Однако доказать, что именно оно привело к разрушению двигателя, очень сложно, - говорит Максим Мишин. Увеличить октановое число недобросовестный продавец может с помощью присадок и прочих ухищрений, полный же анализ химического состава топлива можно сделать только в лаборатории. Так замыкается круг, который в Крыму и Севастополе не могут разомкнуть уже много лет.
Проверки АЗС в основном сводятся к количеству наливаемого топлива. Однако и тут все непросто: в конце прошлого года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров рассказал журналистам, что почти в 20% случаев недолив обнаруживается на АЗС даже в условиях плановых проверок Росстандарта. Это означает, что возможность подготовиться к проверке у людей была, но они ее проигнорировали. И это наводит на мысль, что основания чувствовать себя непотопляемыми у них есть, и очень серьезные.
Ольга Смирнова